russian_hamster (russian_hamster) wrote,
russian_hamster
russian_hamster

Categories:

AK Lightweight BCG или Титан в поршне и фитнес для рамы АКмоидов

"Одним из главных пунктов критики системы АК является значительная масса затворной рамы и остова затвора, перемещение которых в процессе стрельбы (особенно очередями) вызывает сильные колебания оружия, что негативно сказывается на кучности и скорострельности. ... в России частными компаниями сейчас производятся как титановые поршни к затворным рамам, так и облегчённые затворные рамы."

Так начинается абзац в одной статье из журнала "Мастер-Ружьё", №1 за 2016 год (№226)

Как говорится, ничего не предвещало... В общем, дальше по тексту, на мой личный взгляд, начинается или недопонимание сути самим автором, или целенаправленное введение в читателя заблуждения читателя в заблуждение.

Именно это и подвигло меня на написание этого поста. Лучше один раз все изложить подробно, а потом делать кросс-посты, чем каждый раз на пальцах людям объяснять, что и почему, и все равно видеть после этого недопонимание на их лицах.


Я давно использую на своих тренировках по практике оружие, построенное на системе Калашникова. Будь то Сайга или ВПО-136, собственно, в девичестве АКМ 1969 г.в.
Каждый более-менее разбирающийся стрелок понимает, что это оружие изначально сделано для армии, а значит - для суровых условий эксплуатации. С этой целью конструкторы заложили в него солидный запас надежности для работы в самых загрязненных условиях.
Он обеспечивается:
1. избыточностью газового двигателя
2. большой массой подвижных деталей
3. огромным запасом хода затворной группы

Принцип работы самой системы вкратце:
При выстреле, когда пуля прошла канал газоотвода, в газовую камеру начинают поступать пороховые газы. К тому моменты, как пуля покинет ствол, они создадут в камере некое давление. Давление - это сила, действующая на некую площадь. В данном случае, так как все стенки камеры неподвижны, сила начинает толкать поршень. Таким образом, есть сила, которая действует некоторое время до того, как поршень выйдет из камеры, и давление газа сбросится за счет выхода газа. А произведение силы на время её действия - это импульс. В данном случае - импульс, сообщивший затворной группе массой M скорость V. Кстати, на АКМ эта скорость около 6м/с на начальном участке. Рама движется назад, поворачивает затвор, выводит его из зацепления с боевыми упорами. Затем происходит выброс гильзы, рама к этому моменту уже ушла дальше магазина. После этого вся затворная группа движется еще 40 мм назад со скоростью около 3-4м/с, ударяется о задний вкладыш, отскакивает вперед со скоростью 1м/с, зацепляет новый патрон из магазина и с силой заталкивает его в патронник, передавая импульс вперед, останавливается.

И вот после какого-то периода освоения этого оружия я начал задаваться вопросом - а нужна ли мне эта надежность посредством избыточности в спорте, и могу ли я сделать АКМ более "послушным" в руках? Я хочу так же стрелять в калибре 7,62*39, но чтобы отдача у него была, как у обычного 5,45*39.

Какие пути для этого я избрал? Вот прямо по вышеуказанным пунктам и следовала моя "конструкторская" мысль.
1. Нужно убрать избыточность газового двигателя.

Газовый поршень на этой системе входит в газовую камеру на глубину примерно 16 мм. Значит, на расстоянии 16 мм, пока он не выйдет из камеры, давление действует на него, и импульс все нарастает.

На рисунке изображено положение оригинального поршня в газовой камере, когда затворная группа находится в переднем положении.

Если мы выдвинем его назад, то, во-первых, увеличим объем камеры, следовательно, снизим давление в ней, а как итог - силу, которая давит на поршень. А во-вторых, поршню двигаться до открытия камеры нужно меньше - время действия силы уменьшается. Как результат - избыточность газового двигателя убрана. Мы сообщаем затворной группе меньший импульс.

На рисунке изображено положение облегченного титанового поршня в газовой камере, когда затворная группа находится в переднем положении.

На вышеприведенных рисунках видна разница в объеме газовой камеры и положении поршня.


2. Снизить массу подвижных деталей.
Затворная рама в сборе с поршнем на АКМ весит 420+- граммов. Это не считая возвратной пружины и самого затвора. И все эти полкило веса летают туда-сюда в ствольной коробке с бешеной скоростью. И все эти удары в переднем-заднем положении мы испытываем на себе при стрельбе. Поэтому наш карабин так сильно дергается при скоростной стрельбе.
Учитывая изменения, описанные в первом пункте, мы получили систему с меньшей продольной нагрузкой на раму и поршень. Значит, можно облегчить эту систему путем срезания лишнего металла или замены на другой, и при этом не выйти за пределы конструктивного запаса прочности.
Отсюда вышла идея использовать легкий металл в конструкции поршня. Титан имеет плотность на 42% меньше стали. Более тонкая "нога" и уменьшенная "голова" еще снижают вес.

На рисунке изображено сравнение облегченного титанового поршня (вверху) с обычным, когда затворная группа находится в переднем положении.


Для уменьшения колебаний поршня и рамы при движении в трубке был добавлен дополнительный промежуточный "воротник". Если в вашей газовой трубке есть отверстия для сброса газов, он так же помогает им частично выходить наружу, а не внутрь коробки.


На раме сделаны дополнительные проточки на стебле, убраны наплывы "щек".









Комплекс поршень-рама при это "похудел" более, чем на 30%.

В вышеприведенной статье мнение "эксперта" таково: " Любой оружейник-конструктор стрелкового оружия скажет, что ведущее звено (рама) в системе автоматики должно быть максимально тяжёлым, при этом соотношение масса рамы к массе затвора должно быть минимум 3:1 (в АКМ это соотношение 5,25:1). "
На самом деле это не совсем так.
С 1950-х гг. в нашей стране при проектировании механизмов запирания классических схем установилось важное требование, суть которого состоит в том, что в готовой конструкции соотношение веса затворной рамы к весу затвора должно составлять не менее чем 3/1. Выполнение этого требования позволяет затворной раме при запирании (это самый энергозатратный участок работы автоматики оружия, на котором подвижные части движутся только поддействием пружин и инерции) иметь такой запас энергии, который позволит произвести его во всём диапазоне условий эксплуатации.
Во-первых, это правило чисто советской школы (к примеру американская Garand М1 работает на соотношении 1,98/1, и ничего - WW2 прошла).
Ну и как сказано, при соотношении 3/1 и выше - система уже будет работать во всём диапазоне условий эксплуатации. Если детали сделаны для спорта - какой был бы смысл учитывать работу в куче грязи и песка?
В случае рассматриваемого комплекса соотношение и вовсе 3,75/1.
А чисто для справки, у СКС это соотношение 1,87/1, у СВД 3,41/1.

4. Уменьшить длину хода затворной группы.
Так как более нет необходимости обеспечивать большой запас надежности для работы в загрязненных условиях, можно сократить длину пробега деталей.
При данной системе это все очень просто регулируется. Чем глубже поршень в газовой камере, тем сильнее импульс отката, и наоборот. Соответственно, глубиной закручивания поршня в раму можно регулировать импульс отката рамы. Конечно, это не делается постоянно. Просто выбирается некоторое значение, которое удовлетворяет стрелка по его личным критериям комфорт-надежность.
Лично у меня система отрегулирована так, что она выбрасывает даже самые слабозаряженные заводские патроны, но при этом рама почти не докатывается до заднего вкладыша.

Вот и весь принцип действия этого комплекса.
Сразу еще раз укажу, что позиционирую это не как замену деталям в оружии на все случаи жизни, а как COMPETITION KIT для спорта. Вы делаете свое оружие более управляемым и стабильным, жертвуя надежностью его работы в загрязненных условиях на свой страх и риск.
Если вы военный или представитель силовых структур - то это решение не для вас. Ваш комплект придумали чуть раньше, а конструктора звали Михаил Тимофеевич. Короче, NOT FOR MILITARY/LAW USAGE.
При использовании этих деталей стоит следить за тем, чтобы ваши патроны хорошо скользили - могут быть проблемы с отсыревшими патронами с оцинкованной гильзой или с полимерным покрытием. Я лично всегда на матчах заранее обрабатываю их WD40. Хотя лакированные гильзы всегда работают отлично.

И, наконец, пара слов о том, что "в доступе нет статистики и по вопросу прочности титана «на удар»".
Тут хочется спросить - а про титановые поршни в автомобилях или титановые клапаны ни разу не слышали? Там условиях точно жестче - температура выше, энергия удара куда как сильнее. А уж циклов работы на много-много порядков больше. Некоторые автомобили делают такое количество оборотов в минуту, что некоторые образцы оружия за год столько не отстреляют.
Так как поршень из титана, он немного истирается в процессе работы. На данный момент в моем распоряжении есть поршень, который прошел более 2000 выстрелов на ВПО-133 и после этого отслужил 4500 на Сайге 5,45. Он до сих пор работает и не дает сбоев.
Tags: ak, Негодуе, Околооружейное, Сайга
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments